Новости

Как в предприятиях организуют контроль расхода топлива?

Все современные компании, владеющие автопарками, будь то комбайны или тягачи, вынуждены вести учёт ГСМ. Обусловлено это структурой затрат таких компаний:
До 30-35% от общих затрат приходится на ГСМ в среднем по отрасли и до 40-50% в логистических и дорожно-строительных компаниях.
Обостряет эту необходимость желание водителей заработать за счёт предпринимателя. Слитое топливо они очень быстро реализуют на чёрном рынке, в частности через телеграмм каналы таких же не честных водителей. Сюда добавляется нецелевое использование, простой техники и всё что связано с квалификацией наёмного работника.
Ниже мы разберёмся, как организации противостоят топливному вандализму и насколько эффективны эти методы.

Контроль заправок, подключение топливных карт

Для предотвращения сговора водителя с работником заправочной станции компании подключают топливные карты, позволяющие перевести расчёты в безналичную форму. В таком случае водитель может рассчитываться картой только по целевым нуждам. А у компании появляется информация о заправках в цифровом виде для отслеживания затрат.
Часто используемая карта
Также с помощью пластика можно:
Выбрать на каких именно заправках будет производиться покупка топлива.
Установить лимит на объём заправок.
Автоматизировать бухгалтерские операции.
Данный способ никак не защищает от прямого воровства, слива топлива, заправки части в канистру. При этом доказать эти факты будет невозможно, а вероятность махинаций по-прежнему останется высокой.

Установка терминала мониторинга

Более продвинутый способ контроля, требующий технического оснащения и подключения к системе мониторинга, как и все последующие.

Для него потребуется установить на технику современный терминал ГЛОНАСС/GPS мониторинга, способный отправлять данные на сервер каждые 20-40 секунд во время движения. Это важно для построения качественного трека и расчёта километража.
Терминал мониторинга Omnicomm
Данный способ позволяет косвенно более точно контролировать расход топлива за счёт точных данных по пробегу. Исключается возможность приписать километраж в путевом листе для водителя. Учитывая параметр скорости, можно оценить причину перерасхода топлива и экологичность вождения. А точное местоположение техники во времени позволит исключить левые рейсы, простои и халатность.

Подключение штатного датчика топлива в систему мониторинга

Реализуется через подключение терминала мониторинга в CAN-шину техники, откуда можно получить показания штатного датчика топлива и других часто требующихся параметров техники: моточасы, температура, давление, обороты двигателя.
Широко данный метод применяется на спец- и сельхозтехнике, где важен контроль эксплуатационных параметров получаемых через CAN-интерфейс, а также на технике, где невозможен монтаж емкостного ДУТ.
Кан-лог. Используется для считывания данных с кан-шины
Этот метод позволяет видеть в системе мониторинга полную статистику по топливу, заправки, сливы, расход, строить отчёты. Однако не лишён и недостатка в виде высокой погрешности штатного датчика топлива, около 5-15%, что создаёт затруднение для вычисления прямого воровства топлива.

Установка проточного датчика расхода топлива ДРТ

Он представляет собой устройство, непосредственно монтируемое в прямую и обратную топливную магистраль.

Такой датчик замеряет ровно два параметра: количество топлива, подаваемое в двигатель и время его поступления. С помощью данных параметров можно узнать фактический расход топлива и рассчитать норму потребления на любом ТС. Этому способствует и высокая точность таких датчиков, погрешность не превышает 3%.
Расходомер
Существенные недостатки присущие этому способу не позволяют ему быть массовым и рекомендуемым к использованию нами, а именно:
- Высокая стоимость установки
- Отсутствие контроля заправок и сливов
- Внедрение в топливную систему без соответствующего ухода за датчиком, регулярной чистки, приведёт к поломке топливной системы.
Подходят для узкого сегмента спецтехники, где затруднён монтаж ДУТ.

Установка ДУТ

Датчик уровня топлива монтируется непосредственно в топливный бак, и измеряет его фактический объём. Монтаж такого датчика сопровождается тарировкой, что требует от инженера более высокой квалификации, ведь от неё напрямую будет зависеть точность показаний в системе мониторинга. Погрешность же самого датчика у современных моделей не превышает 1%.
Емкостной ДУТ Omnicomm
Этот способ позволяет фиксировать малейшие изменения объёма топлива в баке, фиксировать заправки и сливы, выявлять факты сливов через "обратку". Достигается это благодаря привязке событий в баке к месту и времени.
Самый совершенный из существующих методов контроля топлива, из недостатков у которого можно отметить только сложность установки на баки нестандартной формы, что часто требует установки двух ДУТ для точности показаний.

Вывод

Наиболее перспективным и эффективным является оснащение транспортных средств терминалами и ДУТ, в особых случаях подключение CAN. Именно на таких решениях сейчас сфокусированы производители и разработчики оборудования и систем мониторинга.

Какой бы безвыходной вам не казалась ситуация с топливным контролем в вашем автопарке, всегда можно её улучшить, используя уже проверенные годами методы.
Практика применения показывает, вложения в систему мониторинга и контроля топлива окупаются всегда!
А команда SKYLON подберёт оптимальное решение для ваших бизнес-задач