Все современные компании, владеющие автопарками, будь то комбайны или тягачи, вынуждены вести учёт ГСМ. Обусловлено это структурой затрат таких компаний:
До 30-35% от общих затрат приходится на ГСМ в среднем по отрасли и до 40-50% в логистических и дорожно-строительных компаниях.
Обостряет эту необходимость желание водителей заработать за счёт предпринимателя. Слитое топливо они очень быстро реализуют на чёрном рынке, в частности через телеграмм каналы таких же не честных водителей. Сюда добавляется нецелевое использование, простой техники и всё что связано с квалификацией наёмного работника.
Ниже мы разберёмся, как организации противостоят топливному вандализму и насколько эффективны эти методы.
Контроль заправок, подключение топливных карт
Для предотвращения сговора водителя с работником заправочной станции компании подключают топливные карты, позволяющие перевести расчёты в безналичную форму. В таком случае водитель может рассчитываться картой только по целевым нуждам. А у компании появляется информация о заправках в цифровом виде для отслеживания затрат.
Также с помощью пластика можно:
Выбрать на каких именно заправках будет производиться покупка топлива.
Установить лимит на объём заправок.
Автоматизировать бухгалтерские операции.
Данный способ никак не защищает от прямого воровства, слива топлива, заправки части в канистру. При этом доказать эти факты будет невозможно, а вероятность махинаций по-прежнему останется высокой.
Установка терминала мониторинга
Более продвинутый способ контроля, требующий технического оснащения и подключения к системе мониторинга, как и все последующие.
Для него потребуется установить на технику современный терминал ГЛОНАСС/GPS мониторинга, способный отправлять данные на сервер каждые 20-40 секунд во время движения. Это важно для построения качественного трека и расчёта километража.
Для него потребуется установить на технику современный терминал ГЛОНАСС/GPS мониторинга, способный отправлять данные на сервер каждые 20-40 секунд во время движения. Это важно для построения качественного трека и расчёта километража.
Данный способ позволяет косвенно более точно контролировать расход топлива за счёт точных данных по пробегу. Исключается возможность приписать километраж в путевом листе для водителя. Учитывая параметр скорости, можно оценить причину перерасхода топлива и экологичность вождения. А точное местоположение техники во времени позволит исключить левые рейсы, простои и халатность.
Подключение штатного датчика топлива в систему мониторинга
Реализуется через подключение терминала мониторинга в CAN-шину техники, откуда можно получить показания штатного датчика топлива и других часто требующихся параметров техники: моточасы, температура, давление, обороты двигателя.
Широко данный метод применяется на спец- и сельхозтехнике, где важен контроль эксплуатационных параметров получаемых через CAN-интерфейс, а также на технике, где невозможен монтаж емкостного ДУТ.
Этот метод позволяет видеть в системе мониторинга полную статистику по топливу, заправки, сливы, расход, строить отчёты. Однако не лишён и недостатка в виде высокой погрешности штатного датчика топлива, около 5-15%, что создаёт затруднение для вычисления прямого воровства топлива.
Установка проточного датчика расхода топлива ДРТ
Он представляет собой устройство, непосредственно монтируемое в прямую и обратную топливную магистраль.
Такой датчик замеряет ровно два параметра: количество топлива, подаваемое в двигатель и время его поступления. С помощью данных параметров можно узнать фактический расход топлива и рассчитать норму потребления на любом ТС. Этому способствует и высокая точность таких датчиков, погрешность не превышает 3%.
Такой датчик замеряет ровно два параметра: количество топлива, подаваемое в двигатель и время его поступления. С помощью данных параметров можно узнать фактический расход топлива и рассчитать норму потребления на любом ТС. Этому способствует и высокая точность таких датчиков, погрешность не превышает 3%.
Существенные недостатки присущие этому способу не позволяют ему быть массовым и рекомендуемым к использованию нами, а именно:
- Высокая стоимость установки
- Отсутствие контроля заправок и сливов
- Внедрение в топливную систему без соответствующего ухода за датчиком, регулярной чистки, приведёт к поломке топливной системы.
Подходят для узкого сегмента спецтехники, где затруднён монтаж ДУТ.
Установка ДУТ
Датчик уровня топлива монтируется непосредственно в топливный бак, и измеряет его фактический объём. Монтаж такого датчика сопровождается тарировкой, что требует от инженера более высокой квалификации, ведь от неё напрямую будет зависеть точность показаний в системе мониторинга. Погрешность же самого датчика у современных моделей не превышает 1%.
Этот способ позволяет фиксировать малейшие изменения объёма топлива в баке, фиксировать заправки и сливы, выявлять факты сливов через "обратку". Достигается это благодаря привязке событий в баке к месту и времени.
Самый совершенный из существующих методов контроля топлива, из недостатков у которого можно отметить только сложность установки на баки нестандартной формы, что часто требует установки двух ДУТ для точности показаний.
Вывод
Наиболее перспективным и эффективным является оснащение транспортных средств терминалами и ДУТ, в особых случаях подключение CAN. Именно на таких решениях сейчас сфокусированы производители и разработчики оборудования и систем мониторинга.
Какой бы безвыходной вам не казалась ситуация с топливным контролем в вашем автопарке, всегда можно её улучшить, используя уже проверенные годами методы.
Какой бы безвыходной вам не казалась ситуация с топливным контролем в вашем автопарке, всегда можно её улучшить, используя уже проверенные годами методы.
Практика применения показывает, вложения в систему мониторинга и контроля топлива окупаются всегда!
А команда SKYLON подберёт оптимальное решение для ваших бизнес-задач